Да очень просто работает. Смотрим на картинку.
Серым цветом отмечена сам турбина, жёлтым — актуатор клапана вестгейта. В простейшем случае актуатор представляет собой герметичную камеру с мембраной внутри. Эта камера соединена трубкой с компрессором турбонагнетателя. Эта же мембрана специальной регулируемой по длине тягой соединена с флажком клапана. При увеличении давления наддува мембрана толкает тягу и приоткрывает клапан. Происходит перепуск газов минуя турбину. Турбина чуть замедляется, давление наддува на компрессоре падает, из-за чего актуатор прикрывает клапан. И так постоянно.
Живьём этот актуатор выглядит примерно вот так:
А это сам клапан вестгейта внутри турбины (тарелка правее крыльчатки турбины):
В более навороченных системах клапаном управляет не пневмокамера, а соленоид, сигнал на который подаёт электронный блок управления двигателя.