Loading

STAREXCLUB.RU


         

Сломалась тяга (рычаг) продольная реактивная

Всё, что связано с ходовой частью и подвеской Хендай Старекс

Re: Сломалась тяга (рычаг) продольная реактивная

Сообщение: №26  Сообщение Ivan34rus » 02 май 2018, 15:05

alert писал(а):Спасибо за ответы! Я сфотографировал зазоры, может быть по фото вы сможете что-то сказать? Я, вот, не понимаю, много это или мало. А если много, то что с этим делать то? Как уменьшать?

И еще. А может быть тогда дело в сайлент блоке на котором крепится тяга? Может он потерял эластичность и поэтому тяга гнется на излом? Может надо заменить сайлент блок? Я просто не до конца уверен как он устроен, но, по логике, в нем тяга должна свободна ходить, иначе как?

Расстояние от подушки нижнего рычага до упора балки на 2WD 18 мм. +/- 1 мм. 4WD 25 мм. +/- 1 мм. Это расстояние играет роль в жёсткости подвески, а не её ходе.
Расстояние хода подвески, это расстояние от одного ограничителя до другого. Нужно сравнить слева и справа машины, расстояния между балкой и лонжероном, верхним упором и балкой. Если расстояния все сходятся, то дело только в сайлентблоке тяги, или его кронштейне.
У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.

Ivan34rus получил благодарность от: alert
Рейтинг: 0.39%
 
Ivan34rus
Местный
Местный
 
Сообщений: 121
Зарегистрирован: 21 ноя 2017, 13:29
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 39 раз.
Моя машина: 2007, CRDI, 4WD, МКПП, WAGON SHORT - 7P
гос. номер: В020ВВ34rus
Населённый пункт: Волгоградская область

Re: Сломалась тяга (рычаг) продольная реактивная

Сообщение: №27  Сообщение Ленинградец » 02 май 2018, 16:12

alert писал(а):Подскажите, куда копать, почему реактивная тяга могла так мало отходить? Возможна ли гипотеза с торсионами? Или мне перетянули саму тягу?

При замене посмотри обязательно, была ли на обломанной тяге установлена распорная втулка. Это позволит подтвердить/опровергнуть версию с перетянутым креплением
И само собой надо убедиться, что новую тягу поставят с распорной втулкой (позиция 3 на рисунке)

Starex front suspension strut bar.jpg


ЗЫ. На рисунке также указаны момент затяжки и примечание о том, что затяжка заднего крепления тяги производится на ненагруженной машине, стоящей колесами на земле
У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.

Ленинградец получил благодарность от: alert
Рейтинг: 0.39%
 
Аватар пользователя
Ленинградец
Модератор
Модератор
 
Сообщений: 8508
Зарегистрирован: 24 мар 2009, 16:37
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1965 раз.
Моя машина: 2.4MPI 5MT 4WD, 2.5CRDI 5MT 4WD
Населённый пункт: Москва

Re: Сломалась тяга (рычаг) продольная реактивная

Сообщение: №28  Сообщение alert » 03 май 2018, 08:37

Спасибо за информацию!

Если расстояния все сходятся, то дело только в сайлентблоке тяги, или его кронштейне.


Я померил все расстояния. Расстояние от подушки нижнего рычага до упора балки, действительно, около 18 мм (чуть меньше 2 см). Расстояние от одного ограничителя до другого 18 см, это между площадками с подушками. Расстояние между упорами, куда подушка упирается, 22 см. Одинаково с обеих сторон. Там разница, может быть, 1-2 мм, но это могла быть погрешность моих измерений. Может быть верхний отбойник слишком далеко?

При замене посмотри обязательно, была ли на обломанной тяге установлена распорная втулка. Это позволит подтвердить/опровергнуть версию с перетянутым креплением


А подскажите, пожалуйста, каким образом это подтвердит или опровергнет версию с перетянутым креплением? Если втулки не окажется, то может быть перетянута? А если втулка есть, то перетянуть невозможно?

А что если и втулка есть и расстояния сходятся (сходятся, я померил)? grabli
У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватар пользователя
alert
Местный
Местный
 
Сообщений: 201
Зарегистрирован: 10 окт 2016, 09:38
Благодарил (а): 82 раз.
Поблагодарили: 12 раз.
Моя машина: 2004, D4CB, 2WD, АКПП, KMHWP81JP4U607660
гос. номер: м637см93
Населённый пункт: Анапа

Re: Сломалась тяга (рычаг) продольная реактивная

Сообщение: №29  Сообщение Ленинградец » 03 май 2018, 15:35

alert писал(а):А подскажите, пожалуйста, каким образом это подтвердит или опровергнет версию с перетянутым креплением? Если втулки не окажется, то может быть перетянута? А если втулка есть, то перетянуть невозможно?

Именно так.
Аватар пользователя
Ленинградец
Модератор
Модератор
 
Сообщений: 8508
Зарегистрирован: 24 мар 2009, 16:37
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1965 раз.
Моя машина: 2.4MPI 5MT 4WD, 2.5CRDI 5MT 4WD
Населённый пункт: Москва

Re: Сломалась тяга (рычаг) продольная реактивная

Сообщение: №30  Сообщение Katsmazon » 03 май 2018, 17:02

Если втулки не окажется, то это будет означать что сайленты перетянуты и изза этого тяга на них не играет а ломается. Втулка не дает резинкам плотно сдвигатся.
Аватар пользователя
Katsmazon
Соратник Клуба
Соратник Клуба
 
Сообщений: 2675
Зарегистрирован: 13 авг 2010, 11:50
Благодарил (а): 152 раз.
Поблагодарили: 475 раз.
Моя машина: 스타렉스 2001 D4BH мкпп 4х4=16
Населённый пункт: Москва

Re: Сломалась тяга (рычаг) продольная реактивная

Сообщение: №31  Сообщение alert » 03 май 2018, 17:57

Я вас понял, спасибо. Я сам пока не откручиваю сломанную тягу, думаю, что лучше ехать до сервиса с огрызком, хотя бы сзади сдвиг колеса будет ограничен. Там посмотрю. Сегодня домкратил левое целое колесо и смотрел как движется левая тяга при движении колеса вниз. Визуально все в норме, опускается на сайленте, чтобы тяга гнулась я не заметил :)
Аватар пользователя
alert
Местный
Местный
 
Сообщений: 201
Зарегистрирован: 10 окт 2016, 09:38
Благодарил (а): 82 раз.
Поблагодарили: 12 раз.
Моя машина: 2004, D4CB, 2WD, АКПП, KMHWP81JP4U607660
гос. номер: м637см93
Населённый пункт: Анапа

Re: Сломалась тяга (рычаг) продольная реактивная

Сообщение: №32  Сообщение alert » 04 май 2018, 16:49

Пока жду запчасти, решил всё-таки открутить поломанную тягу своими силами. Половинку от колеса открутил (помогла труба-усилитель), а огрызок от сайлент-блока открутить не получается. Тужусь-тужусь, уже руки все болят zvzd молотком бил, пробовал и контр-гайку откручивать, и заднюю одиночную — бесполезно. Затянуто так, что кошмар. Плюс ко всему ещё и пружинит на резинке. Я просто хочу убедиться, что внутри есть втулка прежде чем ехать на сервис, а не могу. Может тот факт, что я не могу открутить эти гайки уже говорит о том, что сайлент-блок явно перетянут? Нет?

zllloi
Аватар пользователя
alert
Местный
Местный
 
Сообщений: 201
Зарегистрирован: 10 окт 2016, 09:38
Благодарил (а): 82 раз.
Поблагодарили: 12 раз.
Моя машина: 2004, D4CB, 2WD, АКПП, KMHWP81JP4U607660
гос. номер: м637см93
Населённый пункт: Анапа

Re: Сломалась тяга (рычаг) продольная реактивная

Сообщение: №33  Сообщение Ivan34rus » 04 май 2018, 21:27

alert писал(а):Пока жду запчасти, решил всё-таки открутить поломанную тягу своими силами. Половинку от колеса открутил (помогла труба-усилитель), а огрызок от сайлент-блока открутить не получается. Тужусь-тужусь, уже руки все болят zvzd молотком бил, пробовал и контр-гайку откручивать, и заднюю одиночную — бесполезно. Затянуто так, что кошмар. Плюс ко всему ещё и пружинит на резинке. Я просто хочу убедиться, что внутри есть втулка прежде чем ехать на сервис, а не могу. Может тот факт, что я не могу открутить эти гайки уже говорит о том, что сайлент-блок явно перетянут? Нет?

zllloi

Если втулка стоит родная, то перетянуть практически невозможно. Быстрее на гайке резьба сорвётся. Скорее всего, втулка стоит, так как без втулки уже бы открутил, или кусок вала легко бы вращался в резиновом сайлентблоке.
Гайки нагрей мини горелкой или гайкорубом разруби.

Ivan34rus получил благодарность от: alert
Рейтинг: 0.39%
 
Ivan34rus
Местный
Местный
 
Сообщений: 121
Зарегистрирован: 21 ноя 2017, 13:29
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 39 раз.
Моя машина: 2007, CRDI, 4WD, МКПП, WAGON SHORT - 7P
гос. номер: В020ВВ34rus
Населённый пункт: Волгоградская область

Re: Сломалась тяга (рычаг) продольная реактивная

Сообщение: №34  Сообщение alert » 06 май 2018, 13:39

Друзья! Мне снова нужна помощь.

Открутил я гайки, снял огрызок. Напомню, я вожусь с правым колесом. Потом я взял отходившую тягу с левого колеса, которую я поменял 9 месяцев назад вместе с оторванной правой тягой и стал ее примерять на правое колесо. Оказалось, что целая тяга идентична той, которая стояла на правом колесе и поломалась. Я пока не знаю, действительно ли отличаются левая и правая тяги, новые тяги мне еще не пришли. Так вот, на фото виден след от тяги, которую я снял, поломанную. Когда я установил целую тягу по следу поломанной, то угол под которым эта тяга подходит к сайленту получился некрасивым, под таким углом, мне кажется, на тягу будет неправильная нагрузка. К тому же такой угол установки тяги отличается от рисунков на схеме. На схеме, если смотреть сверху по движению автомобиля тяга загнута влево. По следу же, она стояла, загнутой вправо. Если тягу поставить не по следу, а по схеме, то она подходит к сайленту под красивым углом, но совсем не попадает в сайлент блок.

Как правильно устанавливать тягу? Ведь ее можно переворачивать. Наверное, у меня тяга была установлена наоборот и оттого и оторавлась. На левом колесе она установлена точно также, не по схеме, наоборот. Может в этом причина?

Предыдущий владелец сказал, что тяги симметричные и не отличаются. Ошибается?

UPD. Временно установил старую левую тягу на правое колесо так как до этого была установлена обломанная тяга. Я не смог придумать как её установить наоборот, там непопадание во втулку сантиметров 10, если подводить, то хода колеса не хватит просто. Наверное на схеме всё же нарисовано неправильно, либо на схеме изображено левое колесо. В итоге так и не понятно по какой причине обламываются тяги tupoi
У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватар пользователя
alert
Местный
Местный
 
Сообщений: 201
Зарегистрирован: 10 окт 2016, 09:38
Благодарил (а): 82 раз.
Поблагодарили: 12 раз.
Моя машина: 2004, D4CB, 2WD, АКПП, KMHWP81JP4U607660
гос. номер: м637см93
Населённый пункт: Анапа

Re: Сломалась тяга (рычаг) продольная реактивная

Сообщение: №35  Сообщение Serj » 06 май 2018, 15:31

А у тебя сам рычаг нормально стоит, не погнут-перекошен? Сайленты впресованы ровно?
Аватар пользователя
Serj
Модератор
Модератор
 
Сообщений: 15117
Зарегистрирован: 29 июл 2010, 07:38
Откуда: Москва
Благодарил (а): 976 раз.
Поблагодарили: 3854 раз.
Моя машина: H-1, 2007г, D4BH, длинный, 2wd, МКПП и Бобёр 4WD
гос. номер: е888кх
Населённый пункт: Москва, ЮАО

Re: Сломалась тяга (рычаг) продольная реактивная

Сообщение: №36  Сообщение alert » 06 май 2018, 15:41

Сейчас, когда ставил, все выглядело ровно: машина была поддомкрачена, колесо снято, соответственно все было опущено вниз. Я подогнал задней гайкой тягу так, чтобы отверстия крепления к колесу совпали, вставил болты, они вошли достаточно легко. Сама тяга в сайлент блоке без сопротивления двигается вверх-вниз. Ничего перекошенного не было, согнутого тоже. Сайлент блок выглядел нормально, резинку в нём мне меняли год назад. Насчет запресован не знаю — я резинки не вынимал, когда открутил огрызок, резинки слегка расширились, но это логично, они то были сжаты шайбами и гайками. На фото резинки со снятой тягой видно, вроде все ровно. Потом затянул все, проехался на машине — нормально все. Мне теперь еще меньше стало понятно, что может быть не так. Может быть мне просто не повезло и тяга была с браком. Фотку с изломом приложил выше, я не знаю о чем говорит вид излома. Ещё припоминаю, что зимой в Краснодаре я правым колесом влетел в очень нехорошую яму, удар был очень сильный, но в тот день ничего не оторвалось. Может быть я все-таки разбил тягу вот такими ямами, к тому же живу я без асфальта, по грунтовке езжу часто. Может быть на этой подвеске надо особенно осторожно проезжать неровности? Прям совсем-совсем медленно?
Аватар пользователя
alert
Местный
Местный
 
Сообщений: 201
Зарегистрирован: 10 окт 2016, 09:38
Благодарил (а): 82 раз.
Поблагодарили: 12 раз.
Моя машина: 2004, D4CB, 2WD, АКПП, KMHWP81JP4U607660
гос. номер: м637см93
Населённый пункт: Анапа

Re: Сломалась тяга (рычаг) продольная реактивная

Сообщение: №37  Сообщение Ivan34rus » 07 май 2018, 12:53

alert писал(а):Как правильно устанавливать тягу? Ведь ее можно переворачивать. Наверное, у меня тяга была установлена наоборот и оттого и оторавлась. На левом колесе она установлена точно также, не по схеме, наоборот. Может в этом причина?
Предыдущий владелец сказал, что тяги симметричные и не отличаются. Ошибается?

У левой и правой тяги, разные каталожные номера. Скорее всего, поэтому и ломаются, так как угол изгиба тяги не совпадает с сайлентблоком.

Ivan34rus получил благодарность от: alert
Рейтинг: 0.39%
 
Ivan34rus
Местный
Местный
 
Сообщений: 121
Зарегистрирован: 21 ноя 2017, 13:29
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 39 раз.
Моя машина: 2007, CRDI, 4WD, МКПП, WAGON SHORT - 7P
гос. номер: В020ВВ34rus
Населённый пункт: Волгоградская область

Re: Сломалась тяга (рычаг) продольная реактивная

Сообщение: №38  Сообщение alert » 07 май 2018, 13:10

Сегодня после обеда заберу обе детали в магазине, заказал и левую и правую, оригиналы Hyundai/Kia. Обязательно выложу фото и опишу в чем их отличие. Если отличие будет, то да, это и будет причиной моих проблем, потому что у меня обе тяги точно одинаковые и ломается только правая.

Спасибо.
Аватар пользователя
alert
Местный
Местный
 
Сообщений: 201
Зарегистрирован: 10 окт 2016, 09:38
Благодарил (а): 82 раз.
Поблагодарили: 12 раз.
Моя машина: 2004, D4CB, 2WD, АКПП, KMHWP81JP4U607660
гос. номер: м637см93
Населённый пункт: Анапа

Re: Сломалась тяга (рычаг) продольная реактивная

Сообщение: №39  Сообщение sergeykarev57 » 07 май 2018, 13:33

При установке тяга должна стать без натяга на болтах рычага . Если попутать местами , идёт постоянный преднатяг .
Он и даёт излом тяги . Брак тут не причём . Это усталось металла от постоянной нагрузки преднатяга на излом .
Такая же система на Ниссан - Урване , не было случая что бы она переломилась . Как и торсионы .
sergeykarev57
Местный
Местный
 
Сообщений: 5269
Зарегистрирован: 05 июл 2015, 10:36
Благодарил (а): 156 раз.
Поблагодарили: 774 раз.
Моя машина: GS 2014 г.АКПП, 170л.с. дизель , 8мест , кат.В, LD , антизанос .
гос. номер: Р 432ТК 126
Населённый пункт: ст. Тбилисская

Re: Сломалась тяга (рычаг) продольная реактивная

Сообщение: №40  Сообщение alert » 07 май 2018, 17:03

Я так чувствую, что сам буду менять тяги. Ваше мнение меня очень заинтересовало, можно узнать подробнее? Вот, ставлю я тягу, подкручиваю на ней гайки так, чтобы на свободно висящем на домкрате колесе тяга четко попадала дырками на дырки в нижней лапе колеса, на которую она крепится болтами. Так? Но что потом, когда надо будет отрегулировать колесо вперёд/назад при выполнении схода/развала/кастора? Ведь развальщик как раз будет этими гайками на этой тяге подтягивать или отодвигать колесо, чтобы оба колеса оказались на одной оси. Как с этим быть? Ведь тогда и будет этот самый натяг? Мне так и сделали в прошлый раз на сход/развале.

Более того, даже просто когда я буду подтягивать заднюю гайку после того как опущу домкрат, я уже натяну тягу. Или надо закручивать гайками обязательно сразу с двух сторон, чтобы не сдвинуть тягу?

Ниже фотографии новых тяг, левая и правая с разными номерами по каталогу, обе оригинальные Hyundai/Kia. Я не увидел сильно заметных различий в форме, хотя небольшие "миллиметровые" есть и вы их увидите на фото. Дырки при наложении тяг друг на друга с переворачиванием одной из них совпадают. Но тяги действительно разные, светлые кольца вокруг дырок у них на разных сторонах. Вот как тут...
У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватар пользователя
alert
Местный
Местный
 
Сообщений: 201
Зарегистрирован: 10 окт 2016, 09:38
Благодарил (а): 82 раз.
Поблагодарили: 12 раз.
Моя машина: 2004, D4CB, 2WD, АКПП, KMHWP81JP4U607660
гос. номер: м637см93
Населённый пункт: Анапа

Re: Сломалась тяга (рычаг) продольная реактивная

Сообщение: №41  Сообщение sergeykarev57 » 07 май 2018, 17:24

Делай как описывал , а развальщик выставит по прибору с осевым преднатягом и застопорит второй гайкой .
Главное , что бы не спутать местами тяги и не получить преднатяг на излом . У них разные углы в районе лапки , которая крепится к
нижнему рычагу . Думаю понятно осветил , ли ?
Совет на будущее - прежде чем разбирать подобные узлы ходовой , пролей резьбы керосином либо из балончика VD -40 .
Выжди полчаса и только после этого разбирай . Посмотришь какая будет разница трудозатрат .
При сборке резьбы смазывай литолом , медной смазкой - следующая разборка будет лёгкой прогулкой .

sergeykarev57 получил благодарность от: alert
Рейтинг: 0.39%
 
sergeykarev57
Местный
Местный
 
Сообщений: 5269
Зарегистрирован: 05 июл 2015, 10:36
Благодарил (а): 156 раз.
Поблагодарили: 774 раз.
Моя машина: GS 2014 г.АКПП, 170л.с. дизель , 8мест , кат.В, LD , антизанос .
гос. номер: Р 432ТК 126
Населённый пункт: ст. Тбилисская

Re: Сломалась тяга (рычаг) продольная реактивная

Сообщение: №42  Сообщение alert » 08 май 2018, 10:36

Спасибо.

Сейчас с утра заменил правую тягу. Действительно, обломанная тяга была левой и стояла на правом колесе в перевернутом виде. Новую правильную тягу я поставил как вы описали — отпустил гайки чтобы тяга свободно ходила во втулке и закрепил ее болтами. Затем подтянул гайки с двух сторон, но не сильно. Вернул колесо на место, опустил машину с домкрата. После этого уже с усилием затянул заднюю гайку и гайки на болтах. Правильно? :)

Сейчас пойду менять левую тягу, пока прыснул в болты и гайки WD-40. В прошлый раз я тоже использовал WD-40, но открутить огрызок он не помогал. Но это из-за того, что он пружинил на резинке. Левая тяга целая, поэтому пружинить не должна, думаю, что откручу.

Сход/развал обязательно надо будет сделать?

UPD. До меня дошло почему нельзя менять местами тяги. Они слегка искривлены в вертикальной плоскости (если смотреть на установленную тягу). Сайлент-блок расположен немного выше, чем плоскость крепления передней части тяги. В результате в состоянии покоя автомобиля тяга своей задней частью всегда чуть приподнята вверх. С завода она так и искривлена. На фото видно плохо, но глазом это заметно (на фото тяга искривлена влево). Получается, что если тяги поменять местами, то они будут искривлены в другую сторону, вниз. И в состоянии покоя автомобиля всегда будут под заметным напряжением, не говоря уже о движении и ямах. Эту проблему можно было бы решить, опустив морду автомобиля на торсионах ниже, как мне и советовал предыдущий хозяин. Но зачем это делать, если можно просто установить правильные тяги.

Эврика! tanci

P.S. Открутить левую тягу не получается, гайки на сайлент-блоке затянуты так, что когда я попытался открутить их при помощи домкрата (поддомкратил гаечный ключ), то на ключе поднялся весь автомобиль, а гайка осталась на месте zvzd
У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватар пользователя
alert
Местный
Местный
 
Сообщений: 201
Зарегистрирован: 10 окт 2016, 09:38
Благодарил (а): 82 раз.
Поблагодарили: 12 раз.
Моя машина: 2004, D4CB, 2WD, АКПП, KMHWP81JP4U607660
гос. номер: м637см93
Населённый пункт: Анапа

Re: Сломалась тяга (рычаг) продольная реактивная

Сообщение: №43  Сообщение гуран » 28 май 2019, 16:53

Добрый вечер друзья! Вот и меня посетил сей чудный миг, впереди машины покатились шайбы от распорки.Стянул рычаг тросом к переднему уху для вытаскивания авто, получилась растяжка как на девятке, доехал нормально, можно практиковать цепочку с двумя болтиками на 6мм .Быстро и удобно и колесо не гуляет, можно ехать хоть сто км. Вопрос к знатокам ,а если поставить кронштейн спереди как на ниссане, там растяжка работает на растяжение и на наших рабочих машинах никто с такой проблемой не сталкивался ,поможет это или лишний геморой? Простите, у кого заказывали тягу?
гуран
Местный
Местный
 
Сообщений: 210
Зарегистрирован: 18 фев 2012, 09:25
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 17 раз.
Моя машина: hundai starex 2002 , CRDI, механика, моник.
Населённый пункт: чита

Re: Сломалась тяга (рычаг) продольная реактивная

Сообщение: №44  Сообщение mehanik32 » 07 авг 2023, 12:39

Всем здравствуйте. Подскажите пожалуйста размеры металлической втулки на реактивную тягу
mehanik32
Местный
Местный
 
Сообщений: 165
Зарегистрирован: 26 авг 2016, 21:45
Благодарил (а): 17 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Моя машина: 2005г.в, D4BH, 2WD, МКПП, KMJWWH7HP6U715589
гос. номер: С849СУ199
Населённый пункт: г.Вичуга

Re: Сломалась тяга (рычаг) продольная реактивная

Сообщение: №45  Сообщение Сергей57 » 25 сен 2023, 09:50

ень добрый. Не нашли размеров втулки на растяжку? Моя сгнила от слова совсем. Пытаюсь найти размеры что бы подобрать подобную. Как понял диаметры внутренний 18 мм, внешеий 26-28, точнее не определить, длина 54мм.
Обломилась тяга на отдыхе в Абхазии, пытаюсь
починиться
Сергей57
Местный
Местный
 
Сообщений: 60
Зарегистрирован: 12 дек 2016, 21:17
Откуда: г.Орел
Благодарил (а): 103 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Моя машина: Hyundai Н1, D4BH, 2WD, МКПП, 2005 г.в.,
гос. номер: е318рн
Населённый пункт: Орел

Пред.

Вернуться в Ходовая часть и подвеска